Привет из 90-х или кому на Руси жилось хорошо

В 90 - е страна пережила настоящий шок от распада и деградации, огромных социальных издержек и потерь. Тотальное ослабление государственности на таком фоне - было просто неизбежно...

Алексей Панов 23 мая 2017
«В  90 - е   страна  пережила   настоящий  шок   от
распада   и  деградации,  огромных   социальных
издержек  и  потерь.  Тотальное  ослабление
государственности  на таком   фоне  -  было
просто   неизбежно. Мы   действительно   подошли
к критической   черте.  Сам  факт, что  несколько
тысяч  бандитов -  пусть   и  при поддержке
определенных    внешних сил  - решились  в 90 - е
напасть  на   государство  с  миллионной    армией
-    говорит  о трагизме  тогдашней ситуации.
Слишком   многим  казалось,  что  нас  можно
окончательно   добить».
В. В. Путин

Сегодня в обществе наблюдается некая патологическая «ностальгия по девяностым». Она не носит массового характера, как ностальгия по СССР, по понятным причинам. Ностальгирующие по девяностым делятся на две категории. Первая – это школьники, которые тогда или не родились, или в лучшем случае под стол пешком бегали. Вторая – это отодвинутые от кормушки жулики и их окружение. Первые насмотрелись «бригад» с «бумерами» и хотят бандитской романтики. Для их возраста это почти нормально – дети во все времена восхищаются рассказами о пиратах и лихих Робин Гудах, видя лишь внешнюю, романтическую часть бытия «благородных разбойников». Вторые же жалеют об отобранной кормушке и их, в принципе, тоже можно понять. Понять – можно, а вот простить – куда сложнее, если вспомнить то, что творилось тогда в стране.

Поговорим с теми, кто хочет вспомнить, как это было, а также предоставим материал для тех, кто не помнит, но хочет узнать адекватную информацию, а не восхищаться набирающим популярность маргинальным  движением  «АУЕ» (расшифровывать не будем, кто интересуется криминальной символикой, тот и так поймет).

И для начала вспомним о том, как распределилось общее благосостояние, которого в СССР всем хватало примерно поровну, и ещё оставалось на мощное развитие страны.

Хотя, надо признать, развитие перестало быть стремительным ещё с 1974 года, а с приходом Горбачёва и вовсе остановилось. Однако на благосостоянии простых людей это сказалось не сильно, пока все работали в государственном секторе. А вот с развалом СССР, когда госпредприятия стали либо приватизироваться, либо разворовываться, либо просто тихо умирать без финансирования, всё и началось…

Зарплату не выдавали месяцами. В некоторых местах её начали заменять продукцией предприятия. Дадут тебе вместо денег ящик подшипников  или сковородок каких-нибудь – и продавай куда хочешь. А с учётом того, что половине города выдали зарплату тем же самым – эта продукция во всех окрестностях уже даром никому не нужна.

Бывало ещё веселее: частники, приватизировавшие госпредприятия, закупали ненужные товары на стороне по оптовым ценам и давали работникам вместо зарплаты, считая по ценам розничным, таким образом, делая дополнительный навар. Нет, мол, денег на предприятии, берите зарплату, например, зеленым горошком. И брали, потому что других вариантов нет. И не увольнялись, потому что и такой работы нет. Безработица в стране била рекорды. Наука вообще стала никому не нужна, и профессора тщетно пытались устроиться грузчиками и сторожами. Впрочем, тех, кто работал в науке, и мог быть полезен западным фирмам, охотно приглашали в Европу и США. Многие из них и поныне там работают, создавая технические шедевры, которые могли быть нашими.

Однако, чтобы обнищавший народ не устроил второй октябрь 1917, Западу нужно было создать прослойку, которая будет стоять насмерть за «новую жизнь». И этот класс начали выращивать ещё при Горбачёве – преимущественно из бывших комсомольских и партийных вожаков, из тех, кого можно было купить. Кого купить не получалось – выдавливали из партии и комсомола в процессе горбачёвской «перестройки», под видом борьбы за чистоту партийных рядов. В результате к концу 80-х страна имела уже готовых олигархов, которые остро нуждались в легализации своих доходов. Иметь миллиарды и не иметь возможности достойно их тратить – это, знаете ли, мучительно. Поэтому эти люди были готовы на всё, чтобы уничтожить мешающую им Советскую власть. Как мы знаем, это у них в итоге получилось.

После установления ельцинского режима начался передел, а точнее, захват госсобственности теми, кто имел такую возможность. Огромная богатейшая страна содержала просто немереное количество того, что можно было растащить по частным карманам.  А что нельзя разворовать – можно уничтожить и получить за это денег от Запада, тут речь в первую очередь про армейские ресурсы: вооружение, ВПК и т.п.

В итоге передела население стремительно нищало, но не всё. Народ постсоветского пространства того времени можно было условно разделить на пять категорий:

Первые, элита элит, составляли примерно 1%, если считать вместе с членами семей. Это были те, из кого сделали класс элиты с 1985 по 1991 год. Олигархи, продажные чиновники, особо приближённые к власти лица и те, кто имел доступ к распилу многочисленных западных кредитов. Кредиты набирались так же активно, как сейчас это делается на Украине, и практически полностью оседали в карманах этих людей. Ими же распродавались госпредприятия, ими же уничтожалась армия и спецслужбы, ими же продавались Западу государственные тайны.

Часть этих людей мы знаем, часть оставалась в тени. Они имели недвижимость за границей, двойные гражданства, доли в крупных западных компаниях и фактически правили Россией, точнее процессом её развала.  До Владимира Путина в России не было никого, кто мог бы им хоть что-то противопоставить.

Вторая категория, просто элита, формировалась в основном в период с 1987 по 1993 и составляла примерно 2%, тоже вместе с членами семей. Если первые имели миллиарды, то вторые – только миллионы. Это были те, кто обеспечивал комфорт и безопасность первой категории. Владельцы банков, региональные руководители, вороватые интенданты, верхушка криминалитета, руководители крупнейших СМИ и прочие. Они помогали отдавать в частные руки целые отрасли советской промышленности, экономики и науки. Они помогали уничтожать остатки советской законности и следить за народными массами, чтобы в них не возникало опасных для существующего строя сил. Они же способствовали оболваниванию населения, искажению системы ценностей.

Часть этих граждан,  вскоре погибла при загадочных обстоятельствах, часть отбыла за границу, и поныне радуется жизни, часть доживает свой век с тем, что успели наворовать.

Третья категория, составляющая примерно 5% — слуги  первых двух, обеспечивающие им красивую жизнь. Это руководители турфирм и охранных агентств, торговцы импортными машинами и компьютерами, криминальные авторитеты, организаторы борделей, владельцы элитных ресторанов и отелей. Сюда же относятся наиболее удачливые мошенники, которые сумели поделиться с кем надо, организаторы финансовых пирамид и прочих «АО ЛохИнвест» по выкачке последних денег из населения.

Эта категория не имела счетов в Швейцарии и недвижимости за границей, но построить пару шикарных коттеджей и разъезжать на дорогих машинах - вполне могли себе позволить. Именно они и запомнились как пресловутые «новые русские», отвлекая внимание от реальных хозяев жизни. Те, кто ворочал настоящими деньгами, как правило, золотые цепи толщиной в руку на шее не носили и пальцы почём зря не гнули.

Именно представители этой категории сегодня  кричат о том, как Путин у них всё украл. Именно они сочиняют сказки о том, как у нас всё плохо и смотрят преданными глазами в сторону Запада, в надежде, что девяностые вернутся и им снова достанутся тёплые места у хозяйских ног.

Четвёртая категория, составляющая приблизительно 12% — это те, кому падали крошки со столов первых трёх. Менеджеры фирм по отмыванию криминальных денег, работники сферы обслуживания олигархов, оборотни в погонах, рядовые бандиты, журналисты ельцинских СМИ, пичкающие народ страшилками о «миллиардах расстрелянных лично Сталиным», начальники на приватизированных предприятиях, которые было решено не развалить, а поставить на службу Западу.

Эти люди имели стандартный средний доход по западным меркам, могли позволить себе иметь нормальное жильё, обставить его приличной мебелью, ездить на нормальной машине, достойно одеваться и питаться. То есть их материальный уровень был таким, какой сейчас более чем у половины населения страны. Тогда же таких людей было лишь 12%, и чтобы попасть в эту категорию — нужно было обслуживать капитализм, а ни в коем случае не создавать ничего полезного и нужного.

Оставшиеся же 80% оказались нищими на положении рабов, выполняющих свою работу за еду и были абсолютно бесправными перед представителями любой из предыдущих четырёх категорий. Закон работал всегда в пользу элиты,  а «общественного мнения» не было как явления. Сегодня аномальное поведение какого-нибудь чиновника вызывает резонанс на всю страну, а тогда никто об этом и не узнавал – СМИ и все силовые структуры были «ручными».

Если у кого хватало тогда глупости, например, прийти и написать заявление в милицию на местных бандитов, в лучшем случае они слышали: «Вы с ума сошли?! Это же Лысый и Кувалда, их сам начальник милиции боится! Идите отсюда со своим заявлением, пока себе проблем не создали!» В худшем же – заявление как бы принималось, а написавший его вскоре пропадал. Ну, а если кто-то пытался найти управу на мелкого чиновника, или преуспевающего бизнесмена – всё кончалось ещё печальней. Сегодня это невозможно в принципе, а любые попытки создать «бригаду» жестко пресекаются спецслужбами страны.

В 90-е народ выживал, как мог – растили картошку на приусадебных участках, приторговывали всем, что можно было купить-перепродать, подрабатывали при «хозяевах». И всё равно большинство едва сводило концы с концами. Почти все, за редким исключением, экономили на еде, многие дети ходили полуголодными, а взрослые и подавно. В начале девяностых в армии стали официально фиксироваться первые смерти от голода. На гражданке смерти от голода были обычным делом. Многие вспомнят и печально улыбнуться на заметку в газете тех времён, о том, что в частном доме на отшибе был найден труп старушки. В заметке было сказано, что признаков насильственной смерти не обнаружено, а бабушка, прошу вашего внимания! «скончалась от естественных причинголода и возрастных заболеваний». И это на общем фоне развала страны никого не то что не шокировало, а даже не интересовало.

Развелось в 90-е огромное количество беспризорников. Дети 7-15 лет буквально толпами бродяжничали по вокзалам, жили в подвалах, нюхали клей, воровали.

 Это были в основном дети, родители которых попали в те самые  «тридцать миллионов, которые не вписались в рынок», по выражению одного из тогдашних руководителей государства, то есть просто умерли. От голода, болезней, алкоголизма и наркомании или перейдя дорогу кому-то из элиты. Те подростки в большинстве своём до совершеннолетия тоже не дожили, либо же выросли в профессиональных преступников и поныне гниют в тюрьмах. Из таких «отходов биомассы» получались наиболее отмороженные грабители и убийцы – хорошей жизни они не видели, терять им было нечего, озлобленность на весь остальной мир зашкаливала.

Кто-то скажет: «но пережили же?» Ответим: пережили далеко не все. Численность населения России сокращалась на несколько миллионов каждый год. О том, сколько людей превращались в бомжей, преступников и других, потерянных для нормальной жизни элементов, статистика умалчивает. О практически нулевой рождаемости в те годы – и подавно. Во многих других республиках бывшего СССР всё было ещё печальней. Прибалтика, например, вообще потеряла огромную часть трудоспособного населения, что можно характеризовать как полноценный демографический коллапс.

Удар по экономике страны в целом и благосостоянию отдельного человека в частности получился просто фантастической силы. На общем фоне почти никто не вспоминал ещё и о том, что почти у каждого взрослого советского человека были накопления на сберкнижке, от 5 до 40 тысяч рублей – суммы по тем временам огромные, которые инфляция превратила в пыль. Всё это было намного страшнее, чем период «великой депрессии» в США 30-х годов, который американцы до сих пор вспоминают с ужасом.

Помните об этом, когда очередной седеющий либерал начнёт рассказывать вам про «свободу девяностых», или глупый подросток будет завидовать «крутым пацанам на мерседесах».

 

Впрочем, для тех, кому очень уж хочется в девяностые, сегодня существует Украина…

 Мы никогда не поймем тех, кто затягивает страну назад в «бандитский рай».

 «Нашу задачу на предстоящие годы вижу в том, чтобы убрать с дороги национального развития всё то, что мешает нам идти вперёд. Завершить создание в России такой политической системы, такой структуры социальных гарантий и защиты граждан, такой модели экономики, которые вместе составят единый, живой, постоянно развивающийся, и одновременно — устойчивый и стабильный, здоровый государственный организм». 
В.В. Путин

С нами Президент. Вместе мы победим.

С уважением, Алексей Панов

В чем сила, брат?
15 лет назад, в Кармадонском ущелье пропал без вести вместе со своей съемочной группой известный актер и режиссер Сергей Бодров. Кумир поколения 90-х. Кем он был для нас и для себя? Попробуем разобраться.
Ватники
«Ватники» – так называют интернет тролли патриотов России. Можно по-разному относиться к этой «народной броне», но для русских ватник стал легендой и был больше, чем просто одежда.
Дети – код развития
АУЕ. Для определенной части сегодняшней молодежи эти три буквы означают своего рода тайное знание. Но, без объяснения этого феномена, нынешнюю криминализацию подростков понять невозможно.
Самобытность и загадка русской души
«Фундаментальные основы, на которых стоит наша страна, имеют настолько глубокие, настолько прочные корни, что ее замечательное, прекрасное будущее неизбежно»
В.В. Путин
Наш президент
Президент Владимир Путин - уникальное явление в истории России. В чем секрет? Почему Путин - судьба и надежда России? Вспомним исторические вехи правления своего президента.
Эксперт
Панов Алексей Викторович
Редактор корпоративной газеты «Рабочая трибуна», журналист.
Другие материалы эксперта