Генетический код Новосибирска

Русские колониальные поселения в Сибири — это ни на что не похожее явление.

28 июля 2016

До Столыпинской реформы (1906 г.) многие деревни и села Зауралья развивались изолированно от остального мира, представляя собой «плавильные котлы», в каждом из которых шла интенсивная переработка исходного этнического материала.  

«Минцы», «могыли», «вытепаны», «смоленины», «рассейские» (слово «русские» в 17-18 веках еще не было в ходу) на просторах Сибири из поколения в поколение мутировали не только под натиском морозов, медведей и осетровой ухи, но и местных аборигенок. Иногда их покупали на невольничьих рынках в Таре или на «калмацком торге» у Никольской переправы в качестве жен или наложниц. Работорговля в Сибири, вопреки бытующим представлениям, процветала, потому что была разрешена, облагалась налогами и пошлинами, а после запрета в 1728 году еще долго существовала на нелегальном положении.К сожалению, единоплеменницы в такую глушь приезжали крайне редко. По данным ученых, прирост извне в сибирских селах был незначителен – в среднем, по одной семье в десятилетку. Вот прочему многие сельские сообщества в Сибири «варились в собственном соку» на протяжении столетий, что порождало уникальный генотип местного населения, иногда, на уровне одной деревни, а иногда, как в случае с Новосибирском, — на уровне агломерации.

Что такое «древний Новосибирск»? Это несколько прижавшихся друг к другу поселений, каждое из которых появлялись на свет «методом почкования». Сначала была Кривощекова деревня (ныне – район улицы Стартовой), от которого пошел побег — и вот появилось Малое Кривощеково (левый берег Оби, напротив устья Каменки).

Обычно все начиналось с хутора – отдельной крестьянской усадьбы с обособленным хозяйством, который строили всем миром. Со временем новое поселение разрасталось, превращаясь в деревню. Так появились Перово (ныне район станции Новосибирск-Западный), Ерестная (верховье реки Тулы), Верткова (на ее месте ныне расположен завод ОАО «Тяжстанкогидропресс»), Бугры (устье реки Тулы), Усть-Иня (ниже устья руки Ини), Кривощековский выселок (коло устья реки Каменки), Гусевка (район театра «Красный факел»)…

Скученность кривощековских поселений, вероятно, было связана с нежеланием отложившихся семей покидать бойкое место. Ведь здесь была переправа, по которой Обь пересекал оживленный Гусинский тракт. Кроме того, ценились родственные связи, какие имелись между жителями окрестных деревень – исследователи отмечают устойчивый набор одних и тех же фамилий, мелькающих практически во всех деревнях кривощековской агломерации.

Ядро местной колониальной знати составляли потомки служилых людей – пионеров московской колонизации ВерхнегоПриобья. Очевидно, в этническом отношении многие из них были метисами. Ведь кривощековские первопоселенцы состояли на государевой службе (их потомки значились как «разночинцы», то есть дети служилых людей), и чтобы здесь, на берегу Оби, обзавестись семьей, они должны были себе сосватать или купить (таковы были нравы) местную красавицу.  Кто-то женились на дочерях европеоидных теленгутов, кто-то на представительницах татарского народа Цаттыр, чьи кочевья обнимали маленькую московскую колонию. По-видимому, межнациональные браки были распространены как на первом этапе колонизации ВерхнегоПриобья, так и в последующие годы. (Возможно, этим и объясняется удивительный генотип новосибирских женщин, это особенно заметно в районе Академгородка, где количество красавиц на душу населения просто бьет все рекорды).  

Самые многочисленные и богатые семейства во многом определяли уклад и характер социальных отношений в поселениях Сибири. Здесь не было объединяющей и направляющей фигуры помещика, поэтому сибирские сообщества сильно отличались от классической деревенской общины. Самые авторитетные семейства могли вести переговоры с властями от имени своих поселений, они выступали гарантами соблюдения принятых обязательств, им полагалось быть зачинателями новых дел, чтобы поддерживать сложившийся баланс социальных отношений. Например, Быковы дали жизнь нескольким новым поселениям Новосибирской области, в том числе деревне Бугры (современный Кировский район Новосибирска, пересечение улиц Выставочной и Планировочной).

До восшествия на престол Елизаветы, в этой либерально-демократической среде успело вырасти не одно поколение кривощековцев. Они не знали крепостного права, поэтому хомут повинностей, которые принесло елизаветинское правление, был воспринят в штыки.  Цикл народных сказаний о могущественном семействе Белоусовых, которое встало на тропу войны с властями, сегодня воспринимается как эхо бунтов старожильческих кланов Кривощеково. Ведь ушедшие в разбойники братья Белоусовы запечатлелись в народной памяти не только как лихие силачи, проделывающие такие «штуки», что Робин Гуд позавидует, но и как мученики. Они добровольно сдались властям, чтобы принять смерть на виселице, когда узнали, что глава семейства Белоусовых взят в заложники, и его подвергают публичным пыткам. 

Вот как ковался знаменитый «сибирский характер»! Нам, выросшим на бесцветных диссертациях советских историков, трудно себе представить «сибирскую» или тем более «новосибирскую нацию», но этногенез — явление странное. В 1871 году Отто Бисмарк начал «железом и кровью» создавать из разноязыких и совсем не любивших друг друга баварцев, саксонцев, гессенцев, мекленбургжцев народ Дойче, а в 1920 году, Адольф Гитлер уже руководил партией, которая носила звание «национальной» (National-SozialistischeDeutscheArbeiterpartei). Процесс формирования современных немцев занял 49 лет! Еще более ярким примером этногенеза могут служить Соединенные Штаты Америки. Американскую нацию формировали, преимущественно, англосаксы, куда позднее были инкорпорированы остатки индейцев, и лишь, в 1961 году, в правление президента Джона Кеннеди, — негры, то есть чернокожие африканцы. Сейчас уже никто и не вспомнит, что отцу Обамы, 44-го президента США, не разрешалось сидеть на одной скамейке с белыми людьми, хотя от принятия закона «позитивного действия» до инаугурации первого чернокожего президента США прошло всего 48 лет!

У населения Сибири как у «островной» цивилизации имелось триста лет, чтобы создать свой собственный генетический код. Согласитесь, это более чем достаточно. И действительно, в России на сибиряков стали обращать внимание, как только появилась такая возможность. Во время Первой Мировой войны их стали приводить поездами на европейский театр войны, где и состоялась мировая премьера нового этноса. Родившаяся в те времена поговорка «злой как сибиряк», конечно, отражала не принадлежность к царству тьмы, а «фирменный» поведенческий признак коренного жителя Сибири: неуступчивость в бою, хватку и удалую лихость. В сочетании с традиционной для Сибири скупостью на эмоции, эти качества делали сибиряков весьма непохожими на обычных ярославских или псковских мужиков.

Во времена Великой Отечественной войны различие в поведенческих стереотипах между жителями Сибири и европейской части России стало просто бросаться в глаза. Многие знают, что самое первое поражение во Второй Мировой войне фашисты потерпели под смоленским городком Ельня в результате наступательной операции под руководством Георгия Жукова. Историки так и пишут, что череда непрерывных поражений РККА (СССР к тому времени потерял Прибалтику, Белоруссию и большую часть Украины) была впервые прервана благодаря таланту выдающегося полководца. Однако, сражение, которое продемонстрировало миру силу «русского оружия», давали вовсе не те русские, с которыми привыкли иметь дело германцы. Это была 24-я армия, привезенная за четыре тысячи километров из Новосибирска, где ее сформировали, в основном, из жителей Южной Сибири. Именно эти воины породили в штабах германской армии слух об особых войсках, которые русские ставят на острие атаки, когда собираются наступать.

И действительно, командиры РККА (Рабоче-крестьянская Красная армия) очень скоро уловили разницу между одними русскими и другими. Ведь сибиряки, как пишут ветераны в своих воспоминаниях, вели себя тем хладнокровнее, чем критичнее становилась ситуация. Дело дошло до того, что боеспособность войсковых соединений РККА стали определять по степени концентрации «сибирских дивизий». В Сталинградской битве, самой кровопролитной за всю историю человечества, сибиряки составили четвертую часть всех погибших красноармейцев, хотя население Сибири, как тогда, как и сейчас, составляло 10-ю часть от общего количества жителей страны.

Почему командование РККА, даже с оглядкой на ограниченный контингент «сибирских дивизий», расходовало их больше, чем представителей других регионов Советского Союза? На этот вопрос у историков не ответа. Зато есть данные бесстрастной статистики, согласно которым к 1943 году в Сибири соотношение мужчин и женщин в возрасте от 18–49 лет  достигло ¼ («Историческая энциклопедия Сибири»). Причем, демографический перекос был зафиксирован на фоне интенсивного притока людей из европейской части страны (трудовые коллективы эвакуированных заводов, население депортированных народов и т.д.), что позволяет предположить существование в Сибири 1941-1945 гг. еще более жуткого режима расхода людских ресурсов, чем это может показаться на основании дошедших до нас документов.

Вот вам и «тыловая Сибирь»!

Многие современные российские историки склонны считать влияние «сибирских дивизий» на ход Великой Отечественной войны преувеличенным — настолько нереальной выглядит слава воинов, которая по свидетельству маршала Конева привела к тому, что слово «сибиряк» в РККА стало означать не территориальную принадлежность, а оценку воинских качеств! Под Москвой сибирские дивизии были единственными, поражение от которых в штабах германской армии не считалось унижением (это факт зафиксирован документально). На Ленинградском фронте, может быть, самом жутком, против немцев насмерть стояло 40 сибирских дивизий…

И, тем не менее, современные историки предпочитают говорить об «общем» вкладе в Победу, хотя такая позиция может выглядеть кощунством. Согласно данным о потерях среди военнослужащих во время Великой Отечественной войны по национальностям СССР (Кривошеев), число убитых в бою жителей Дагестана, Чечни и Ингушетии по отношению к общей численности населения этих народов составило менее 2 процентов. Узбеков, азербайджанцев, туркмен — менее 3 процентов. Грузин, армян, таджиков, киргизов башкир, удмуртов, осетин — менее 4 процентов. Украинцев, белорусов, татар, казахов, евреев, чувашей, марийцев — менее 5 процентов.

Потери русских составили 5,8 процента от общей численности этой национальности в СССР. Причем, почти половину составили призывники Сибирского и Забайкальского военных округов — из 5760 тысяч этнических русских, погибших во время ВОВ с оружием в руках, 2243 тысячи являлись жителями Алтайского и Красноярского края, Томской, Омской, Кемеровской, Новосибирской, Иркутской, Читинской областей и Бурятии(данные «Исторической энциклопедии Сибири»), то есть Сибири.  И хотя данные приведены без учета статистики по коренным народностям Сибири, они выглядят более или менее корректно, потому что численность населения Сибири по сталинской переписи 1939 года (14112 тысячи человек), как считают историки, была завышена. Таким образом, не будет преувеличением, если мы скажем, что доля русских сибиряков, погибших на полях сражений Великой Отечественной войны, составила порядка 16-ти процентов от общей численности сибирского населения.  Таким образом, представления о том, что такое «русский солдат», на которых зиждется, в том числе, и современный авторитет России – это эвфемизм, за которым скрывается коренной сибиряк. Эту нацию Бог собрал из генов поморских служилых людей («устьянцев»), поволжских переселенцев, приобских и приенисейских аборигенов, чтобы явить миру не геббельсковского, а настоящего, сделанного из крови и плоти «сверх-человека».

Интересен ли нам вулкан, который обрушил на супостата поток «живой человеческой стали»? Тогда почему наши дети изучают эпоху Людовика 14 и понятия не имеют  о верованьях и традициях села Морозово? Мы должны положить под микроскоп каждое старинное село Сибири, исследуя его обычаи, фольклор, этику. Мы должны научиться черпать из этих «колодцев» мировоззрение, принципы, культуру, чтобы освоить их и распространить на всю страну как живую воду, которая возродит величие России как супер державы непобедимых воинов!

Легализация сибирской национальности особенно актуальна сейчас, когда население Сибири отмирает. Ведь сибиряки, не имея собственной идентичности, вынуждены считать себя русскими — как это делали жители сибирских поселений, появившихся на карте в советскую эпоху.

Это особая история. В СССР новые поселки в Сибири строили при заводах, карьерах, лагерях в качестве источника рабочей силы. Поселенцы в этих поселках никогда не обустраивали свои дома и улицы, потому что считали дни, когда можно будет отсюда уехать. И так – до гробовой доски. Дети в таких семьях вырастали с твердым убеждением, что жизнь «на чемоданах» – это нормально.

С падением СССР мироощущение «советских» сибиряков как зараза распространилось по всей Сибири, повсюду принося грязь и неустроенность. Не так давно можно было наблюдать, как богатое и ухоженное алтайское село Глядень всего за несколько лет рассталось с центральным отоплением, рукотворными озерами и великолепной системой орошения, потому что на место уехавших в Германию русских немцев приехали «советские сибиряки». Все перестало работать, трубопровод был распилен, вода в озерах спущена… Сегодня это обычно село посреди голой степи, где топят дровяные печки и вспоминают о былой жизни.

Да что там алтайское село – в Новосибирске, стольном городе «всея Сибири», регулярно уничтожаются объекты, которые стоило бы  спасать. Так в 2012 году  снесли «сибирскую Бастилию» — мрачную твердыню НКВД, ровесника советской власти в Новосибирске, которая претендовала на звание самой жуткой «пересылки» в отечественной истории. Несколько краеведов пытались протестовать, но их голос утонул в море безразличия — теперь на месте, куда могли бы выстраиваться очереди туристов, стоят жилые высотки. 

Почему так случилось?  Потому, что основная масса жителей крупнейшего мегаполиса Сибири не ощущает никакой связи между собой и этим зданием.

Не причастны!  

Менталитет временщика бессмысленно называть «дикостью», потому что всякий временщик думает, что он носитель другой культуры. У него даже есть пушкинская «любовь к отеческим гробам». Ведь жителям Сибири известны основные даты европейской (в том числе отечественной) истории, но местную историю никто не знает, хотя речь идет о событиях, которые имели место не за тысячи километров, а прямо под ногами. Например, в Новосибирске в ста метрах от станции метро «Октябрьская» когда-то стояла боевая крепость, в которой, согласно аутентичной легенде, коротал свои последние дни хан Кучум. Кто из новосибирцев об этом знает?

А откуда мы знаем про самого Кучума? Только благодаря раскрученной истории «завоевания Сибири» опять же европейским «конкистадором» Ермаком Тимофеевичем. Во всяком случае, так в учебниках преподнесен обычный для той эпохи разбойничий налет. (Многие даже не догадываются, что Сибирью называлась только территория будущей Тюменской области — в то время богатый бухарский султанат). Если бы этот сюжет начинался не в европейской части России, то мы никогда бы о нем не узнали, и имя Кучума нам ничего бы не говорило. Как сегодня ни о чем не говорят имена других сибирских правителей, более значительных чем Кучум, которые были его современниками, но не попали в скрижали истории, потому что на них не нападали «Ермаки».        

Мироощущение этноса-самоубийцы уже привело к тому, что за период с 2004 по 2014 гг. в Сибири исчезло несколько тысяч деревень и малых городов. Это не столько следствие колониальной политики Москвы, сколько эффект от воздействия магнита, положенного под компас этнической самоидентификации сибиряков. Если бы жители Сибири осознали себя теми, кто они есть на самом деле – сибиряками, живущими на своей земле, которую оставили им в наследство основатели тех самых деревень-«колодцев», из которых и вышел весь сибирский этнос. Если бы они поняли, что они никакие не русские, а сибиряки – так, сказать, «последняя модель» русской нации, то многое было бы по-другому. Во всяком случае, масштаб сегодняшней трагедии мог быть другим.

Магнит под компасом самоидентификации сибиряков будет убран, и тогда у этих людей пробудится интерес к самим себе. Не известно, когда это случится, но ясно одно: если этого не будет, то и России –  конец. Без сибирских «колодцев» ей сегодня не выжить.

 Не случайно,  академик В.П. Казначеев, знаменитый лидер «русского космизма», в одном из своих последних интервью неожиданно сделал заявление, которое выглядит как завещание:

 «Мы создадим колоссальную жизнь, если будем сохранять сибирский нрав».

В чем сила, брат?
15 лет назад, в Кармадонском ущелье пропал без вести вместе со своей съемочной группой известный актер и режиссер Сергей Бодров. Кумир поколения 90-х. Кем он был для нас и для себя? Попробуем разобраться.
Ватники
«Ватники» – так называют интернет тролли патриотов России. Можно по-разному относиться к этой «народной броне», но для русских ватник стал легендой и был больше, чем просто одежда.
Дети – код развития
АУЕ. Для определенной части сегодняшней молодежи эти три буквы означают своего рода тайное знание. Но, без объяснения этого феномена, нынешнюю криминализацию подростков понять невозможно.
Самобытность и загадка русской души
«Фундаментальные основы, на которых стоит наша страна, имеют настолько глубокие, настолько прочные корни, что ее замечательное, прекрасное будущее неизбежно»
В.В. Путин
Привет из 90-х или кому на Руси жилось хорошо
В 90 - е страна пережила настоящий шок от распада и деградации, огромных социальных издержек и потерь. Тотальное ослабление государственности на таком фоне - было просто неизбежно...
Эксперт
Панов Алексей Викторович
Редактор корпоративной газеты «Рабочая трибуна», журналист.
Другие материалы эксперта