
Он не привык без боя отступать,
Пусть знает враг и помнит это.
Ему всего лишь, - двадцать пять!
Остался молодым навеки.
Он родился в 1990 году в небольшом селе Городки в 130 километрах от Оренбурга. Население — менее шестисот человек. Отец Александра — тракторист, мать — уборщица. Казалось бы, никаких перспектив. Но Саша был очень волевым и сильным человеком. Он знал, чего хочет от жизни и чего намерен добиться. Лидерские качества в нем отмечали уже в пятом классе, и связать жизнь с армией он решил раз и навсегда. Огромную роль в нравственном становлении героя сыграла школа. Выпуск Александра состоял всего из девяти человек — из них трое стали медалистами, в том числе и Прохоренко. Быть офицером он решил ещё совсем юным и всеми силами стремился к этому. В учебе, личной жизни, уважении к родителям и любви к Родине.
Академия войсковой противовоздушной обороны. ПВО — это одна из самых технически сложных областей военного дела, и на офицерских должностях там требуется образование хорошего университетского уровня. Парень из маленького села в Оренбургской области оказался фантастически трудолюбив и талантлив, став одним из лучших курсантов. Академию Александр окончил с отличием и попал в элиту вооруженных сил России — Силы специальных операций.
Родители и беременная жена Прохоренко не знали, где служит их сын и муж. Односельчане считали, что он в неких «секретных войсках», родственники — что он отправился на Кавказ. Между тем Прохоренко более двух месяцев уже воевал на Ближнем Востоке.
В Сирии лейтенант выполнял функции авиа наводчика. Эта воинская специальность требует постоянно находиться на передовой, а зачастую в тылу противника. Наводчик планирует атаки, сообразуясь с ходом боя, он должен понимать, что требуется на земле прямо сейчас, быстро передавать координаты и дистанцию до цели, учитывать возможные угрозы для летчиков, возможности техники, погодные условия и тысячу других нюансов.
При этом авиа наводчику приходится постоянно ставить себя на место пилота и видеть поле боя не только своими глазами, но и понимать, как оно выглядит с воздуха, чтобы обозначить наиболее безопасный курс, обеспечивающий поражение цели. Иногда цель небольшая, иногда быстро движется, иногда вообще способна стрелять по самолету в ответ. Летчик и наводчик должны добиться полного взаимопонимания и говорить на одном языке. Над полем боя самолет проходит за минимальный промежуток времени и пока он идет к цели, обстановка может резко измениться. Так что, даже имея самое современное оборудование, наводчик должен исключительно быстро и точно работать головой.
Качественное наведение требует слишком высокой квалификации и бесперебойной связи. У сирийских бойцов нет ни того, ни другого, а новую аппаратуру наведения, которая позволяет добиться необходимой точности, местным не поставляют. К тому же в районе Пальмиры предстояло наводить удары на противника, активно маневрирующего вокруг населенного пункта, набитого историческими реликвиями. Поэтому на передовой работали и продолжают работать ребята из России. К моменту своего последнего боя Прохоренко провел впереди боевых порядков сирийских войск неделю.
Обстоятельства последнего боя 17 марта 2016 года мы узнаем нескоро, этого требует сохранение военной тайны, в интересах тех, кто сегодня ведет бой с мировым терроризмом. О том, как погиб Александр, можно делать только более или менее убедительные предположения.
Точность и скорость ударов ВКС России навела бандитов на мысль о том, что против них действует профессионал, которого необходимо вычислить. Через какое-то время им это удалось. Поскольку Прохоренко в этот момент находился в тылу противника, отступать ему оказалось некуда. Наводчик для боевиков был фантастически ценным трофеем — сведения о тактических приемах и аппаратура делали его ходячим сокровищем, которое требовалось захватить живым любой ценой. Противник наступал, не считаясь с потерями. Прохоренко отстреливался и не собирался умирать, но боеприпасы быстро кончились, и он принял последнее страшное решение: вызвал удар в собственный квадрат, уничтожив боевиков, оборудование и себя самого. Самолеты уже находились в воздухе, и герой ушел в вечность непобежденным...
Лейтенант Прохоренко погиб за Пальмиру, и вошёл не только в русскую историю — он встал как равный в фалангу античных героев. И если для нас, живых, здесь есть какой-то пример и урок, то он как раз в этом: героическая эпоха — это не неведомое прошлое. Наш Аякс живет в соседнем подъезде и изредка выходит во двор, позвякивая орденами за Бамут и Цхинвал. Наш Гектор погиб под Луганском. Наши триста спартанцев остались на номерной высоте у Улус-Керта. Каким бы сложным делом ни была мировая политика, чем бы ни была сирийская война, Александр Прохоренко сражался за нечто неизмеримо большее, чем экономические и геополитические интересы.
Русский офицер отдал свою жизнь во имя сохранения культурного достояния человечества - Пальмиры, восхищавшей людей на протяжении тысяч лет и полуразрушенной новыми варварами. Лейтенант Прохоренко погиб за Правду, ибо его подвиг - отповедь злым языкам по обе стороны Атлантики, которые обвиняют Россию в неизбирательных бомбардировках объектов в Сирии, пытаются приписать ВКС РФ жертвы среди мирного населения. Мы знаем, что немало других наших военных профессионалов сейчас находятся в районах огромного риска, чтобы с необходимой точностью обеспечить работу нашей авиации - исключительно по целям террористов.
Президент России Владимир Путин присвоил Александру Прохоренко звание Героя России посмертно.
Он не привык без боя отступать,
Пусть знает враг и помнит это.
Ему всего лишь, - двадцать пять!
Остался молодым навеки.
С уважением, Алексей Панов.